+7 (963) 313 62 08
29 декабря 2017

Артем Степанов: «Если знаешь, что хочешь, не соглашайся на меньшее»

 

Артем Степанов — генеральный директор издательства «Манн, Иванов и Фербер». Один из тех, кто сделал из небольшого «стартапа» всем известный МИФ, вошедший в топ-5 российских издательств. Работа Артема в МИФе началась в 2005 году сразу после окончания института. Тогда он стал первым наемным и универсальным сотрудником издательства, а впоследствии одной из его ключевых фигур и автором идей, целей и смыслов.

В рамках форума «Окно возможностей» мы побеседовали с Артемом и узнали, почему для МИФа важно непросто продавать книги, о том, как складывается и на чем основывается корпоративная культура издательства, которому не нужен офис. Артем рассказал также о принципах, по которым подбиралась когорта руководителей, что они делают для того, чтобы сотрудники МИФа верили в себя. 

«А зачем на свете мед?»

Я очень люблю мультфильмы, но мой самый любимый — про Винни-Пуха Федора Хитрука. Раньше я воспринимал его просто как классный мультфильм, который смотрел миллион раз и знал наизусть. Сейчас я вижу в нем много глубокого и философского. Вот Винни-Пух идет, весь такой жизнерадостный, и вдруг встречает на пути препятствие — дуб, после чего происходит удивительный монолог: «Само дерево жужжать не может. Значит, кто-то тут жужжит. А зачем тебе жужжать, если ты не пчела? А зачем на свете пчелы? Для того, чтобы делать мед. А зачем на свете мед? Для того, чтобы я его ел». Винни-Пух делает вывод: здесь есть то, что имеет лично к нему отношение.  И медведь ставит себе цель — достать мед, несмотря на большое количество препятствий. 

Самый главный вопрос

Есть три понятия: цели, ценности и смыслы. Вместе они дополняют друг друга. Цель — это то, что мы хотим. Ценности и смыслы — это то, что стоит за целью. Цель Винни-Пуха — мед, при этом он не проговаривает, зачем ему нужен мед или почему это важно для него. Если сказать: «Я обожаю мед. Это одна из моих самых главных жизненных ценностей» или: «Я просто люблю сладкое» — это будет про ценности. А если сказать: «Я не ел три недели, и если я сейчас не поем мед, то “склею ласты”» — это уже будет про смыслы. Меня всегда интересовал вопрос «Зачем?». Я готов терпеть трудности и лишения, если есть понимание, зачем мне это нужно. Мне трудно что-то делать, если я не понимаю, для чего все это.

Оно или не оно?

 У меня есть очень важный принцип по жизни: если ты точно знаешь, что хочешь, то отказывайся от того, что на это не похоже. Другими словами, не соглашайся на меньшее. Порой на это меньшее очень хочется согласиться. Ты начинаешь оправдываться и объяснять самому себе, что это хорошо и где-то и в чем-то тебе подходит. Но стоит задать себе один главный вопрос: «Оно это или не оно?», ты ответишь: «Не оно». По сути, в этот момент проявляется твоя воля. 

Это касается и взаимоотношений между людьми. Когда я понимал: «Это не мое», то очень быстро все заканчивал. Конечно, разрыв — это дискомфортно и сложно, но я знал, что ненужные отношения уведут меня от моего направления. «Лучше страшный конец, чем бесконечный страх», — фраза, которую я очень люблю.

Как по рельсам

Важно быть честным с самим собой. Если я задаю себе вопрос и честно на него отвечаю, то ответ всегда ясен и понятен. Если же включаются убеждение и уговаривание, значит, что-то здесь не так.

Одна из моих любимых книг — «Эссенциализм. Путь к простоте». Ее идею можно выразить в одной фразе: если вы не уверены в своем «Да», значит, это точно «Нет». Есть только «Да» и «Нет». Третьего не дано. Это и есть история про честность. 

Если твой ответ «Да», значит, не будет возникать никаких сомнений, отвлечений и метаний. На своей свадьбе я был спокоен, как дзенский монах. Я знал, что все идет ровно так, как должно. Когда ты делаешь правильный выбор и начинаешь действовать, то твой путь напоминает рельсы. Ты просто едешь по этой железной дороге, и она ведет туда, куда тебе нужно. 

Мечтать не вредно

Я пришел работать в издательство «Манн, Иванов и Фербер» сразу после института. Мне тогда очень понравилась идея о том, что мы издаем только полезные и тщательно отобранные книги, создаем ценность для читателей. Я сказал: «Давайте попробуем», прошел собеседование, выполнил тестовое задание — и меня приняли. Так я стал первым наемным сотрудником МИФа на полный рабочий день. 

Я, Манн, Иванов и Фербер регулярно собирались по утрам в кафе до начала рабочего дня, потому что все в то время работали на других основных работах. Мы смотрели, чего нет на нашем рынке, что можно сделать лучше и как это надо продвигать. Тогда мы сформулировали цель и мечту — сделать лучшее деловое издательство в России. За пять лет мы смогли это реализовать.

Менять мир к лучшему

Первые шесть лет у МИФа был четкий фокус: мы издавали только деловую литературу. Потом увидели, что у нашего издательства уже есть хорошая репутация и книги популярны. Нам захотелось расширяться и пробовать что-то новое. Мы трансформировали нашу идею: полезна не только деловая литература, книги в принципе могут быть познавательными. Так у нас появились новые направления: литература для творческих людей, детей и нон-фикшн. 

Мы росли как на дрожжах и в какой-то момент поняли, что не видим, вокруг чего все это крутится. Да, наши книги полезные, интересные и красивые, но общую идею издательства уловить было уже сложно. Мы снова начали думать над тем, что делаем и что нас объединяет. И тогда поняли, что наша цель, ценность и смысл не в том, чтобы книгу просто купили и прочитали. Нам хотелось, чтобы после прочтения у человека, у организации или вообще в мире что-то изменилось к лучшему. Если это произошло, значит, наша работа выполнена.

Курс на поддержку

 Есть исследование, которое доказывает, что, не имея поддержки, изменить что-то в своей жизни может только каждый третий человек. Так у нас родилась масштабная и амбициозная идея — помогать людям реализовать себя и стать тем, кем им хочется. Мы также думаем над тем, как в будущем создать переход от «прочитал» до «сделал». Мы будем помогать нашим читателям развиваться. А они в свою очередь будут платить за книги и способствовать тем самым развитию нашей компании. Это будет такой взаимный обмен.

Дырка во Вселенной 

«МИФ» регулярно участвует в книжных выставках, и, по традиции, сотрудники издательства, включая меня, сами стоят за прилавком и общаются с посетителями. И вот однажды я рассказывал потенциальным покупателям про наши книги: «Эта — хорошая, эта — классная, эта — одна из моих любимых». Одна женщина мне тогда сказала: «Да вы, наверное, всем всегда так говорите». Я тогда задумался о том, что у меня действительно очень много любимых книг. Несколько десятков, а то и сотня.

И все же я выделяю книгу «От хорошего к великому» Джима Коллинза. Ее идея в том, чтобы быть тем, кем ты можешь быть. Без скидок, без оправданий, без фраз «у меня не получилось, потому что…». Главное — это захотеть. Цель должна заводить, тебя должно «плющить». Коллинз привнес эту идею в сухой и обыденный мир бизнеса. Он сказал о том, что просто делать бизнес — это уже не круто. Круто совершить что-то невероятное, как говорил Стив Джобс, оставить дырку во Вселенной. Джобс смог. А вам слабо? 

Твоя Олимпиада

 Я уверен, что делать свое дело хорошо надо не для того, чтобы утереть кому-то нос. Надо сравнивать только себя сегодняшнего с собой вчерашним, ориентироваться лишь на свою планку. Это как в спорте: спортсмен на самом деле соревнуется не с соперниками, а с самим собой, со своим собственным рекордом. Жизнь — это соревнование с собой. Это — разница между тем, каким ты пришел в этот мир и каким уйдешь. Эта дельта и есть твоя собственная Олимпиада.

Запилить так, чтоб заискрилось

Сила издательства «МИФ» — в продукте. Это не только книги, но и сайт, электронная библиотека, обслуживание покупателей, даже электронная рассылка, которую мы делаем. Нас очень волнует, какой наш продукт: насколько он интересный, полезный и человечный. Это то, во что мы вкладываемся и за что болеем. Недавно у нас была встреча команды руководителей, где мы делились новостями, обсуждали итоги третьего квартала, приоритеты и проблемы. Когда речь зашла о стратегии на следующий год, мы поняли, что уже сейчас нужны новые направления и продукты, и тогда все оживились, начали предлагать что-то интересное. Я о том, что, конечно, у нас много работы и проблем, при этом инновации, новые идеи — это наша ключевая тема. Мы любим «запилить» что-то по-настоящему крутое.

 

Читая, менять мир

У меня есть два мира: семья и работа. Я работаю над собой, развиваюсь, и это влияет на мою семью. Если я много читаю, значит, есть высокая вероятность того, что мои родные тоже будут много читать. Я ведь глава своей семьи. Как руководитель, я тоже задаю культуру, уровень ценностей, целей и смыслов в компании. Получается, что я влияю на то, что меня окружает.

В других странах и городах живут такие же люди, как и я. Читая, мы преображаем этот мир. Появляется связка: автор написал книгу, ее издали, потом люди ее прочитали, изменились сами и изменили то, что вокруг них. Таким образом, мы не просто читаем, а создаем свое будущее. Это не красивые слова, которые кто-то где-то написал. Это действительно так. Книги дают нам знания, благодаря которым мы можем сделать что-то новое, и уже через неделю наша жизнь, возможно, станет совершенно другой. 

Соберись, тряпка!

В моей жизни бывают непростые моменты, когда нет сил и все надоело. Я понял, что нужно давать место этому ощущению. Не стоит говорить: «Ай, да все хорошо, мы все сделаем». Это может быть и так, но есть эмоции, которые реальны, как и все остальное в нашей жизни. Отрицание негативных эмоций — частая ошибка. Конечно, есть моменты, когда надо позитивно настроиться и сказать себе, как в американских фильмах: «Я все могу! Соберись, тряпка!» Но человек не робот. Когда вам плохо, это стоит признать. Важно побыть в этом состоянии. Если его игнорировать, то чуть позже оно накроет вас с большей силой.

А поговорить?

 В сложные периоды мне важно понимать, что я не один, что на работе и дома есть люди, с которыми я могу поговорить, не боясь, что обо мне подумают. Это история про честность. Мне не нужно идти для этого к психологу. Я могу проговорить проблему там, где она происходит. Это, на мой взгляд, сильная вещь, которая сейчас прорастает в МИФе. Она меняет нашу культуру. Многие сотрудники, которые приходят к нам работать, сначала удивляются тому, что у нас можно озвучивать то, о чем во многих компаниях говорить не дают. У нас человек может сказать: «Мне это не нравится». И это будет нормально. Для меня это история про то, как делать скрытое явным. Если я вижу проблему, значит, я могу с ней работать. 

Вера, основанная на результатах

Я верю, что все культурные коды и коллективные убеждения начинаются с руководства организации. Компания — это система. В книге «Азбука системного мышления» Данелла Медоуз (в 2018 году МИФ ее переиздает) говорит о том, что систему можно описать тремя ключевыми параметрами: цель, элементы и взаимосвязи между этими элементами. Если сравнить это с футболом, то элементы — игроки, взаимосвязи — правила игры, а цель — победа. Корпоративная культура растет из целей руководства. В МИФе мы подобрали руководителей, для которых важно, чтобы работа не стала унылым местом. 

Что мы еще можем сделать? Для начала верить в дело и показывать это своим реальным примером. «МИФ» растет каждый год и делает то, что никто больше не делает на нашем рынке. И у нас это получается. Когда ты видишь положительный результат своей работы, это дает уверенность в том, что ты все можешь. Когда же мы что-то сделали, значит, мы можем. Это другое качество веры. Это убежденность, основанная на результатах.

Быть полезным по-честному

 Я начал размышлять о работе, когда учился в институте. Я думал так: «А что, если мне будет непонятно, зачем компания производит то, что производит? А что делать, если мне это не будет нравиться?» Я много раз рассказывал историю о том, как один месяц работал грузчиком. Тогда я сделал вывод на всю жизнь: я не готов работать там, где мне не нравится, где я не приношу той пользы, которую мог бы. Я провожу на работе большую часть своей жизни. Я не хочу спустить свою жизнь в унитаз.

Если желудь так и не стал дубом, значит, его потенциал не реализован, и он не принес пользу миру. Мой самый большой страх в том, что я буду бесполезным. Что, если я останусь желудем и так и не стану дубом? То есть то, для чего я родился, уйдет в песок. Для меня важно быть полезным и реализовать свой потенциал, а развитие — необходимая составляющая в этом уравнении. Если я не буду постоянно что-то делать и двигаться вперед, то есть вероятность, что я не реализуюсь.

Если ваше дело полезное по-честному, значит, все получится. Мне кажется, что реализация мечты зависит именно от этих двух составляющих: от честности и пользы. Ребята, давайте убедимся в том, что то, о чем мы мечтаем, по-честному полезно.

Артем Степанов будет выступать на нашем форуме «Окно возможностей» (27-28 января), где вы сможете с ним пообщаться. 

____________________________________________________________________

Если вам нравятся наши практики, приходите знакомиться лично.

27-28 января встречаемся в Москве в Академии Адидас на форуме про творчество в бизнесе и создание проектов с душой. Будет Филипп. Будет много его друзей, коллег и клиентов из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Красноярска, Горно-Алтайска, Мюнхена.

Форум «Окно возможностей» (Москва, 27-28 января 2018). Присоединяйтесь

____________________________________________________________________

ЛИЧНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ

Если вы чувствуете, что вам нужна помощь профессионального коуча, чтобы поработать со своей личной историей, поставить цели, выстроить сильный образ себя и начать делать то, что по-настоящему важно, оставьте заявку на странице «Индивидуальный коучинг», и наш консультант с вами свяжется.

 ____________________________________________________________________

Если тема энергии в работе вам близка, вступайте в сообщество, чтобы регулярно получать новости и материалы:

____________________________________________________________________

Есть вопросы? 

Вам ответят консультанты проекта:

Анна Маслевцова anna@happinessinaction.ru +7 (963) 313-62-08
Наталья Швец natalya@happinessinaction.ru +7 (919) 784-69-80

Комментарии 0

оставить свой комментарий